чудотворный образ. Обретен в 1413 г. на р. Колочи в Можайском княжестве крестьянином Лукой, в доме к-рого от иконы произошли первые исцеления и к-рый совершил путешествия с ней сначала в Можайск, а затем в Москву. О явлении К. и. сохранились краткие сведения в летописях XV-XVI вв.: в Софийской I, Новгородской IV, Летописи Авраамки, Супрасльском списке Белорусской летописи, Никаноровской и Вологодско-Пермской. Больше подробностей содержится в летописях кон. XV - нач. XVI в.: Московском своде 1479 г., Типографской, Симеоновской летописях, а также в независимых летописях, восходящих к северному летописанию 70-х гг. XV в.- Ермолинской, Сокращенном своде 1493 и 1495 гг., Устюжской. Также сведения о К. и. есть в Софийской II летописи (ПСРЛ. Т. 6. С.140), восходящей к неофициальному своду 80-х гг. XV в. и составленной в нач. XVI в., видимо, в монастырской среде (Лурье Я. С. Летопись Софийская II // СККДР. Т. 2. Ч. 2. С. 60; подробнее о летописной истории К. и. см.: Журова. 2000. С. 49-159; Семенищева. 2003. С. 52)
Истории обретения К. и. посвящена «Повесть о Луке Колочском» кон. XV - нач. XVI в. (Повесть о Луке Колочском // Рус. повести XV-XVI вв. / Сост.: М. О. Скрипиль. Л., 1958. С. 116-118; Повесть о Луке Колочском // ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 52-57). К формированию ее сюжета имел отношение патрональный для можайских князей Кириллов Белозерский мон-рь (Журова. 1989. С. 116; Семенищева. 2003. С. 57). В одной из литературных редакций XVI в. «Повесть...» была включена в «Степенную книгу». Именно сведения «Степенной книги», Пролога были основными источниками информации о К. и., в т. ч. для ученых и краеведов XIX в. Н. В. Трофимовский, подбирая материал для описания К. и. как святыни Смоленской епархии, отмечал в качестве источника рукопись, «написанную полууставом в 1439 г. некоторым свящ. Иаковом Андреевым» (Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251).
Согласно «Повести...», К. и., побывав в разных городах и в столице, стала святыней основанного кн. Андреем Дмитриевичем Можайским Колоцкого Успенского мужского монастыря. Обилие упоминаний в летописях и создание лит. произведений, посвященных К. и., Е. В. Семенищева объясняет тем, что это была первая икона Пресв. Богородицы, явление к-рой произошло так близко к Москве.
К. и. почиталась в Москве. Возможно, список с явленной иконы был создан еще во время принесения ее в столицу в 1-й четв. XV в. Какой-то список К. и. мог оказаться в семье государя в нач. XVI в., когда потомок удельного можайского князя был принят на службу к вел. кн. Иоанну III (Софийская I летопись по списку И. Н. Царского // ПСРЛ. Т. 39. С. 173; см. также: Волкова Л. П. Кн. Андрей Можайский и его потомки // Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 264-273). В Никоновской летописи упоминается, что К. и. наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царем Иоанном Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале дек. 1562 г. Среди святынь объединенного Московского гос-ва наряду с такими, как Донская икона Божией Матери, были и памятники удельной старины, напр. крест прп. Евфросинии Полоцкой (сер. XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). перед вступлением царских войск в завоеванный Полоцк 18 февр. 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершен крестный ход с этими святынями, в т. ч. и с К. и. После Полоцкого похода К. и. заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (неизвестно - дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью (Успенский. 1902. С. 11). Не исключено, что это была икона с сюжетом явления К. и., образцом для к-рой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей К. и. была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом свт. Николая Чудотворца и кн. Андрея Можайского (Там же. С. 36). Сопоставление фигур князя, при к-ром была обретена К. и., и святителя, к-рому посвящен главный собор Можайска, указывает на неизвестные события, связанные с почитанием кн. Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе (Ермолинская, Воскресенская летописи; ПСРЛ. Т. 23. С. 189; Т. 8. С. 96), где в 1564-1566 гг. была сделана монументальная роспись в т. ч. с его фигурой на зап. стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в 3/4-ном повороте, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, вмч. Андрея Стратилата. Этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы (о портретах удельных князей см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 167-169).
Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг. / Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.).
Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб.
В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» (Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).
Согласно делопроизводственным документам XVIII-XIX вв. К. и. представляла собой сложное произведение с большим количеством фигур. Видимо, древний складень был дополнен рамой с изображениями, или фигуры святых были написаны на его полях. К. и. имела богатый оклад, наиболее древними частями которого были золотые чеканные венцы с драгоценными камнями на образах Пресв. Богородицы и Младенца, а также на святых. Кроме того, икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой с драгоценными и полудрагоценными камнями и привесами, поверх нее - золотой сеткой («кружевом») с камнями, к-рая была снята в 1841 г., вес ее составил 51 золотник (чуть более 2 кг). К. и. упоминается как складень, в центральной части находится образ Божией Матери с Младенцем, над ним - изображение Св. Троицы, образы святых прор. Иоанна, Симеона Богоприимца, в подножии - прп. Авраамия Смоленского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и прп. Пафнутия Боровского; на створке слева - арх. Гавриила и свт. Николая Чудотворца, справа - арх. Михаила и прор. Илии. Появление дополнительных образов, в т. ч. святых, среди которых 3 К-польских святителя и рус. преподобные, прославленные на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., отражает распространение почитания К. и., а также могло быть связано с личным обетом; не исключено, что святые были покровителями тех, кто участвовал в поновлении К. и. в 1611 г.
Мон-рь, где пребывала К. и., во 2-й пол. XVII в. посещал патриарх Иоаким (1674-1690), который по рождению происходил из Можайска, напр. он приезжал в Можайск в 1684 г. на освящение ц. во имя свт. Николая Чудотворца «на градских вратех»; в мон-ре был похоронен его дед, в миру носивший имя Иван Савёлов (Холмогоровы. 1901. С. 6, 8, 10; Волкова. 2003. С. 588). Вкладами патриарха Иоакима могли быть наиболее старые богослужебные книги: Требник 1680 г., Евангелие воскресное с толкованиями 1681 г., 4 Ирмология и 2 Октоиха 1683 г., Апостол 1684 г., Евангелие малого формата 1685 г. и Минея месячная 1687 г. (Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251). Вероятнее всего, что богатое убранство К. и. могло быть создано при патриархе Иоакиме в 3-й четв. XVII в. В 1727 г. еще совершались крестные ходы с К. и. в Можайск и Верею, судя по ходатайству, направленному в Крутицкую епархию от вкладчиков Колоцкого мон-ря бригадира Петра, стольника Афанасия, подполковника Тимофея Тимофеевича, детей Савёловых вместе с капитаном-лейтенантом гр. П. И. Мусиным-Пушкиным, с просьбой разрешить, как и в прошлые годы, провести крестный ход в день Сошествия Св. Духа (Волкова. 2003. С. 588). После отнесения мон-ря к территории Гжатского у. и Смоленской епархии чудотворную икону носили на неск. недель в мае или июне в Гжатск (ныне Гагарин Смоленской обл.; Трофимовский. 1864. С. 357; То же. 2013. С. 247).
Иконография К. и. имеет разные варианты. В летописях нач. XVI в. приведено пространное для средневек. источников описание явленной иконы: «Св. Б(огороди)ца, держащи на руце младенец Господа нашего И(ису)са Х(ри)с(т)а, с едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия Пророк» (ПСРЛ. Т. 18. С. 161; в «Степенной книге» сначала упоминается «затворец» с образом прор. Илии, а затем - с образом свт. Николая Чудотворца). Упоминание «затворцев» с изображениями святых позволяет предполагать, что К. и. изначально была складнем (полиптихом), на к-ром в центре размещалось изображение Богоматери с Младенцем, видимо, поясное, на одной створке был свт. Николай Чудотворец, на другой - прор. Илия. О явленной К. и. в Колоцком мон-ре как об иконе со створками упоминает Е. Поселянин. Именно в виде складня К. и. изображена на нескольких миниатюрах, иллюстрирующих ее явление и историю с крестьянином Лукой, во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в., БАН. 31.7. 30. Л. 807 об.- 810, 814, 815 об.) Складень имеет килевидные очертания, изображение Пресв. Богородицы на центральной створке по изводу близко к Владимирской иконе Божией Матери в сокращенном, поясном варианте: Мать держит Младенца на правой руке, Он обнимает Ее, протягивая ручки и приникая щекой к Ее склоненной голове. На створках по сторонам представлены поясные и прямоличные образы свт. Николая Чудотворца в фелони с омофором и прор. Илии в коричневой милоти.
Среди сохранившихся повторений известны такие, к-рые воспроизводят схему К. и. в качестве складня: напр., на иконе мстерского письма (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве) свт. Николай Чудотворец и прор. Илия изображены в рост, стоят с 2 сторон от Богородицы с Младенцем (в центре). Пресв. Богородица изображена по пояс, Она склоняет голову к Младенцу, который сидит на Ее коленях, а Его ножки покрыты мафорием. Под драпировкой мафория в особой рамке на белом фоне размещена подпись, в к-рой икона названа «копией с явленной и чудотворной иконы Пресв. Бдцы Колочския» и упоминается о ее явлении и чудотворениях в «уделе Можайска» некоему земледельцу во время правления кн. Андрея.
В 1818 г. имп. Александру I при посещении им восстанавливавшегося после Отечественной войны 1812 г. Колоцкого монастыря игум. Иосиф преподнес копию с К. и. (Трофимовский. 1864. С. 359; То же. 2013. С. 250). В поздней приписке к тексту описи московского Успенского собора 1-й пол. XIX в. икона Богоматери Тихвинской со святыми на полях названа иконой Колочской (Толстая. 2000; Она же. 2008. С. 547. Примеч. 4). Эта икона сохранилась в собрании ГММК. После раскрытия и реставрации в 1995-1997 гг., проведенных И. Н. Гордеевой, ее датируют 1-й третью XVI в. (Гордеева. 2003; Толстая. 2008; Искусство сохранять искусство. 2013. С. 111-113. Кат. 37.). Она отчасти близка к описаниям и поздним спискам К. и., поскольку имеет схожие детали: на нижнем поле - медальоны с полуфигурами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, на верхнем поле - образ Св. Троицы. Среди святых в медальонах есть и свт. Николай Чудотворец, но он изображен на правом поле внизу, а не слева от образа Пресв. Богородицы (The Art of Holy Russia: Icons from Moscow, 1400-1660. L., 1998. Cat. 18 (автор описания - Н. Д. Маркина); Гордеева. 2001; Толстая. 2004. С. 81-82. Ил. 10; Она же. 2008. С. 528). По мнению Т. В. Толстой, подобная путаница в наименованиях неск. икон московского Успенского собора могла возникнуть из-за того, что некая К. и. сохранялась в Петропавловском приделе Успенского собора, как и Тихвинская икона Пресв. Богородицы со святыми на полях 1-й трети XVI в. Согласно описи 1853-1854 гг., слева от царских врат в иконостасе Петропавловского придела находилась икона Пресв. Богородицы с Младенцем, образом Св. Троицы над ней и святыми на полях, среди к-рых были св. Иоанн Предтеча, св. Симеон Богоприимец, свт. Николай Чудотворец, прп. Пафнутий Боровский, прп. Авраамий Смоленский и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На окладе внизу была вычеканена надпись, согласно которой икона была «построена» 23 июня 1689 г. «по обещанию Вел. Государей Мастерские Палаты чиновников за избавление от бед милостию пресв. Богородицы и святыми молитвами» (Толстая. 2004. С. 81-82). Эта икона в описи не названа Колочской, но, видимо, ее как список с чудотворной К. и., заказанный мастерами придворной Оружейной палаты, упоминают Д. А. Ровинский (Ровинский. Народные картинки. Т. 4. Стб. 686) и Е. Поселянин (Поселянин Е. Богоматерь. С. 453). Ее судьба в XX в. неизвестна. Среди святых на этой иконе отсутствует образ прор. Илии, изображение которого было на чудотворной иконе, но есть святые Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец (возможно, патрональные святые «Мастерские палаты чиновников»). В Образной палате царского дворца, согласно ее описи 1669 г., среди икон, поднесенных царю настоятелями разных мон-рей, упоминается икона, схожая по выбору святых: «Образ Пречистые Богородицы да Илии пророка, Иоанна Предтечи, Семиона Богоприимца и иных святых» (Успенский. 1902. С. 37).
Образ К. и. включается в состав гравюр или икон с изображениями мн. почитаемых икон Пресв. Богородицы, напр., в числе 160 на гравюре нач. XIX в. работы мастера Долгова (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 484). Возможно, к подобным тиражным композициям восходят соответствующие клейма больших икон, таких как «Пресв. Богородица Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» (1894, иконописец В. А. Кукин, частное собрание). На них отсутствуют образы святых, Богородица изображена по пояс, с Младенцем на левой руке, правая приподнята в жесте моления, Еммануил склоняет к Ней головку и благословляет. На иконе, по-видимому, написанной в Сызрани, в подобном клейме с надписью «Колщчския Пресв. Бдца» Младенец поднимает лицо к Богоматери, правой поднятой ручкой благословляет Ее; образы святых отсутствуют (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве).
Вариант К. и. с погрудным изображением Богоматери, держащей на левой руке Младенца, с образом Св. Троицы в верхней части, с фигурами свт. Николая Чудотворца и прор. Илии известен по описанию иконы, почитаемой в Гжатске Смоленской губ. Н. П. Кондаков отметил такие черты, как облачный сегмент вокруг Св. Троицы, погрудные изображения не только Богоматери, но и святых по сторонам от Нее. Исследователь определял К. и. как «юго-восточный вариант Одигитрии» и как корсунскую по происхождению, т. е. из числа древнейших русских икон (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 223). Подобная же композиция К. и. была воспроизведена на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в 1894 г. в Одессе. Ножки Младенца прикрыты обширной полой Его гиматия, Он благословляет поднятой правой ручкой, в левой - свиток. Над главами Божией Матери и Младенца короны (княжеского образца), за плечами - фигуры свт. Николая Чудотворца и прор. Илии. Стиль изображения близок к академической иконописи сер.- 2-й пол. XIX в., а формы корон, возможно, неизвестного барочного образца.
В поздних списках К. и., распространенных в Можайском у., выполненных на цельных досках, лишь композиция из нескольких частей напоминает о чудотворном образце-складне. На иконе, созданной «усердием жителей города Можайска» в день празднования К. и. (9 июля 1897, ЦАК МДА), можно выделить 3 ряда. Вверху в центре написана Св. Троица, к Ней с молением обращены помещенные в углах фигуры св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (оба в рост); в центре - поясной образ Пресв. Богородицы, обращенной ликом к Младенцу, сидящему прямо на левой руке, ножки Его опущены и ступни не видны; правой ручкой Он благословляет Мать, Ее правая рука поднята перед грудью, а голова склоняется к Его головке; слева и справа от Пресв. Богородицы с Младенцем поясные фигуры - свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (с подписью: «Фесвитянин»); в нижней части, в центре,- медальоны с погрудными образами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, в углах - образы преподобных Авраамия Смоленского и Пафнутия Боровского (оба в рост). Под изображением Богородицы с Младенцем помещена сделанная тем же золотом, что и нимбы святых, надпись: «Колоча», упоминающая о месте обретения иконы, о явлении «земледельцу Луке» на землях можайского кн. Андрея; дата приведена от Сотворения мира в буквенном варианте. На позднее время написания указывает и манера живописи, стилизованная под иконопись XVI - 1-й пол. XVII в., темная, с нек-рыми пластическими эффектами в личном письме, характерными для академического искусства.
После Октябрьской революции 1917 г. судьба чудотворной иконы была предопределена отношениями мон-ря с новой властью. К. и. находилась на исконном своем месте до 1934 г., была перенесена в Рождественскую ц. с. Суконники (ныне дер. Суконниково), находившегося южнее с. Колоцкого, на правом берегу р. Колочь. После ее закрытия в 1937 г. и разрушения одна из жительниц увезла икону в Гжатск, где она находилась некоторое время в частном доме, а позднее - в Вознесенском городском соборе. С 70-х гг. ХХ в. судьба древней К. и. неизвестна (Чернов. 1995. С. 111; Успенский Колоцкий жен. мон-рь. 2009. С. 11); как чудотворная почитается К. и. в Вознесенском соборе Гжатска (Семенищева. 2003. С. 57).
В Можайске списки К. и. оставались в ц. во имя праведных Иоакима и Анны; икона из ц. прор. Илии была передана в возрожденный Успенский Колоцкий мон-рь. В 1998 г. имело место мироточение образа. Также в обители почитается переданный по завещанию из Москвы в 1998 г. еще один список К. и., который предыдущий владелец датировал кон. XIX в.; от этого списка зафиксированы случаи исцелений. Еще один список был принесен в мон-рь в 1998 г. из р-на Москвы Митино (некогда подмосковной деревни). Судя по композиции и расположению фигур святых, а также чрезвычайно упрощенной манере письма, примитивности рисунка и живописного исполнения он был создан не ранее кон. XIX - нач. XX в.